Сербия 11400 Младеновац, ул. Александра Обреновича, 72/21 Тел. +381 62 198 03 33, +381 63 763 10 96 (рус.)
Srbija 18230 Sokobanja, ul. Svetog Save 19 Tel. +381 18 884 111, +381 63 831 81 44 (srpski) 
Mail:   letter Skype:  skype
РФ Москва +7 968 011 39 85

lepen-vir-34

Недалеко от города Дони Милановац в национальном парке "Джердап" на берегу Дуная находится музей Лепенски Вир.

lepen-vir-02Лепенски Вир - стоянка доисторических племен. Состоит из нескольких культурных слоев, принадлежащих раннему мезолиту - (Прото Лепенски Вир от 9500 до 7500 г. до н.э.), позднему мезолиту (Лепенски Вир I, II) и раннему неолиту (Лепенски Вир III).
Лепенски Вир сегодня считается самым известным и наиболее сохранившимся историческим памятником мезолитической эпохи.
Поселок состоит из становищ, мест для ритуалов и погребений. Формы и пропорции жилищ и ритуальных сооружений могут свидетельствовать о том, что строители Лепенского Вира обладали математическими знаниями. Монументальные скульптуры из камня, многочисленные погребения свидетельствуют о том, что Лепенски Вир был не просто поселение древних охотников, но и некий сакральный центр. В отличие от других частей Европы, в которых существуют лишь разрозненные свидетельства жизнедеятельности человека эпохи мезолита, в Лепенском Виру найдены останки, которые позволяют полностью реконструировать общественную, культурную и религиозную жизнь доисторических племен этого периода.lepen-vir-41

С культурой Лепенского Вира связаны также еще несколько мезолитических стоянок, открытых на берегах Дуная в Джердапском ущелье. Часть из них находится на территории Сербии (Падина, Стубица, Власац и Гайдучка Воденица), часть на территории Румынии.
Археологические раскопки Лепенского Вира производились с 1965 по 1970 год. Руководил раскопками Драгослав Срейович, сербский историк, исследователь доисторической эпохи. В этот период было обработано 2500 м2 с культурным слоем 3,5 м.
Культура Лепенского Вира.
lepen-vir-04Все скульптуры и жертвенники изготовлены из крупнозернистого песчаника различной величины. При обработке использовались две техники - резьба и чеканка. Среди найденных скульптурных изображений можно выделить два типа - фигурные и орнаментные. Фигурные - это обычно голова с хорошо выделенными элементами лица - брови, глаза, рот и нос. В орнаментальной скульптуре наиболее используемые мотивы ортогонального орнамента (меандр), рыбьей кости и линейные плетеные орнаменты (коса).
Неолит Лепенского Вира.
На границе между седьмым и шестым тысячелетиями до нашей эры на Балканах произошли крупные перемены, которые изменили и Лепенский Вир. Новые народы, знакомые с сельским хозяйством и животноводством, пришли на просторы Джердапа. Меняется и материальная культура жителей Лепенского Вира - появляется керамика, орудия из полированного камня, ранние сельскохозяйственные орудия. На протяжении нескольких поколений полностью изменились духовный мир и культурная идентичность населения. Вместо монументальных каменных скульптур и стоянки со святилищем появилось небольшое село, характерное для неолитической старчево-кришской культуры южного происхождения, которая распространилась на Балканы и южную Паннонию и продолжалась до 5500 года до нашей эры.
Материальную культуру жителей Лепенского Вира этого периода можно определить по характерной посуде из обожженной глины (горшки, миски, чашки и амфоры), кремниевые ножи и различные орудия из полированного камня (топоры, долота, составные орудия). Керамические статуэтки свидетельствуют о преобладании нового, аграрного культа, который около двух тысячилетий был основоной идеологией в Европе.